3.12.14

Пролог

У меня полувековая научная карьера. Она приносила радость и удовольствие (в основном) и дала мне мощную картину мира и Вселенной.

Когда я был ребенком и, позже, подростком, меня побудило стать ученым чтение научной фантастики Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и других, а также научно-популярных книг Азимова и физика Георгия Гамова. Это им я так многим обязан. Я долго хотел вернуть этот долг, передав их послание следующему поколению; заманив детей, а также взрослых в мир науки, настоящей науки; объяснив не-ученым, как работает наука, и какую великую силу она дает каждому из нас, нашей цевилизации и человеческой расе.

Фильм Кристофера Нолана Интерстеллар является идеальным посланником для этого. Мне очень повезло (действительно повезло) ввязаться в Интерстеллар с самого начала. Я помогал Нолану и остальным вплести в полотно фильма настоящую науку. Большая часть науки Интерстеллара находится на сегодняшнем рубеже человеческого познания или сразу за ним. Это добавляет фильму таинственности, и дает мне возможность объяснить разницу между строгой наукой, обоснованными предположениями и спекулятивными суждениями. Это позволяет мне описать, как ученые берут идеи, начинающиеся как спекулятивные суждения, и доказывают, что они ошибочны, или же превращают в обоснованные предположения и строгую науку.

Я делаю это двумя способами: во-первых, я объясняю, что сегодня известно о явлении, показанном в кино (черных дырах, кротовых норах, синтулярностях, пятом измерении и тому подобном), и объясняю, как мы это узнали и как мы надеемся одолеть неизвестное. Во-вторых, я истолковываю, с точки зрения ученого, то, что мы видим в Интерстелларе, так же, как художественный критик или обычный зритель истолковывает картину Пикассо.

Мое толкование - это зачастую описание того, что по моим представлениям могло происходить за кадром: физику черной дыры Гаргантюа, ее сингулярности, горизонта и внешного вида; того, как приливная гравитация Гаргантюа могла вызвать километровые волны на планете Миллера; как тессеракт, тело с четырьмя пространственными измерениями, мог везти трехмерного Купера по пятимерному пространству...

Иногда мое толкование - это экстраполяция истории Интерстеллара за границы того, что мы видим в фильме; например, как Профессор Бранд, задолго до начала фильма, мог обнаружить кротовую нору через гравитационные волны, идущие от нейтронной звезды рядом с Гаргантюа к Земле сквозь кротовую нору.

Эти толкования, разумеется, мои собственные. Кристофер Нолан подтверждает их не более, чем Пабло Пикассо подтверждал толкования художественного критика. Это мои инструменты для описания кое-какой чудесной науки.

Некоторые части этой книги могут пойти трудно. Такова суть настоящей науки. В ней требуется подумать. Иногда - крепко подумать. Но раздумья могут стоить того. Вы можете просто пропустить трудные части, а можете приложить усилия и понять. Если ваши усилия не принесут плодов, то это моя вина, а не ваша, и я приношу извинения.

Надеюсь, хоть один раз вы обнаружите, что глубокой ночью, в полусне ломаете голову над чем-нибудь, что я тут написал, как я ломал голову ночами над вопросами, которые задавал мне Кристофер Нолан, доводя до совершенства свой сценарий. И особенно надеюсь, что хоть раз, ломая голову глубокой ночью, вы испытаете миг Эврики, какой часто испытывал я с вопросами Нолана.

Я благодарен Кристоферу Нолану, Джонатану Нолану, Эмме Томас, Линде Обст и Стивену Спилбергу за радушный прием в Голливуде и за эту чудесную возможность исполнить мою мечту - передать следующему поколению мое послание о красоте, очаровании и силе науки.

Кип Торн
Пасадина, Калифорния
15 мая 2014 года

- Предыдущая Глава - Содержание - Следующая Глава -

1 комментарий :

  1. > Я долго хотел вернуть этот долг[...]
    Я давно хотел вернуть им этот долг[...]

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика